Научно-экспериментальная работа

ГИМНАЗИЯ - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИРО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ по проблеме "Использование ресурсов краеведения в становлении личности гражданина России"

В настоящее время в Гимназии ведется инновационная работа, которая является эффективной формой методической деятельности:

Гимназия - базовая образовательная организация

областная ИРО Кировской области Приказ № 435  от 24.12.2018г. Тема: "Современные аспекты преподавания русского языка"

Научный руководитель Рылова А.С.кандидат педагогических наук.

Работа базовой площадки за 2019 г.

 24.01.2019 г. в Гимназии прошел областной  семинар для слушателей  предметной кафедры    в рамках региональной инновационной  площадки и базовой образовательной организации ИРО  Кировской области

На семинаре с представлением образовательной организации, направлений ее работы  выступила директор Гимназии  Е.В. Юдина.

На открытых уроках был представлен опыт педагогов по формированию текстовой компетенции обучающихся; по  применению современных приемов и форм самостоятельной работы  с обучающимися в условиях системно-деятельностного подхода.

Уроки представили: Полежаева М.Ю., Касимова Ж.Г.,Корякина В.Л.,Земскова И.А.

Подготовлена статья  Касимовой Ж.Г.в сооавторсте с Кошурниковой Т.В. Русская грамматика:активные процессы в языке и речи (Ярославль, 17-19 мая 2019 года)

Сборник научных трудов Международного научного симпозиума (Стр. 641-647)

Статья «Методика изучения грамматики в школьном курсе средствами УМК по русскому языку под редакцией А. Д. Шмелёва (5–9 классы) с целью формирования языковедческой компетенции обучающихся».

Проведены областные семинары для слушателей предметной кафедры, учителей иностранных языков Руководитель Полушкина Г.Ф. Кафедра иностранных языков Гимназии представила свой опыт в форме выступлений, мастер-классов, открытых уроков.

- Областной практический семинар  « Методические основы раннего обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС»

-11.09.2019 г. Областной семинар «Совершенствование профессиональной компетентности учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Гимназия- базовая образовательная организация (муниципальная)

На базе Гимназии был представлен опыт работы педагога-библиотекаря.

Городской  семинар-практикум «Основные направления работы библиотекаря в условиях реализации ФГОС». 24 участника

___________________________________________________________________________________________

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ ГИМНАЗИИ

Приказ Министерства образования Кировской области от 05.03.2018г. № 5-389

1. Тема площадки при ИРО Кировской области: «Краеведческий ресурс в системе формального, неформального и информального образования Гимназии». Научный руководитель Кошурникова Т.В., старший преподаватель кафедры, кандидат филологических наук

2.Тема площадки при ФГБОУ ВО «ВятГУ «Психолого-педагогический, методический и образовательный ресурс Гимназии в развитии личности детей с высокими интеллектуальными способностями». Научный руководитель Бажин К.С., проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ФГБОУ ВО "ВятГУ"

___________________________________________________________________________________________

ОТЧЕТЫ 2019 ГОД

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КОШУРНИКОВА Т.В.

МБОУ ДО «Детско-юношеский центр гражданского, патриотического и духовно–нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского» города Кирова

Подведены итоги IV Городского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой, гражданско-патриотической и

экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками.

Программа дополнительного образования «Вятская вышивка»- автор

 Т.А.Оленичева заняла I  место в конкурсе методических материалов.

___________________________________________________________________________________________

25-26 апреля 2019 ИРО Кировской области IX областной образовательный Форум «Открытость. Качество. Развитие» (в рамках национального проекта «Образование»)

Гимназия награждена Дипломом I  в номинации «Развитие культурно-образовательной среды образовательной организации» (проект «Современная школа») ПРИКАЗ ИРО Кировской области от 25.04.2019 № 179

___________________________________________________________________________________________

5-7 февраля 2019 года состоялся Региональный  фестиваль мастер-классов « У меня это хорошо получается».

Успешно  представила  мастер-класс учитель Гимназии и получила Диплом лауреата Полежаева М.Ю..

Публичное представление мастер-класса «Применение аналитических таблиц при изучении поэтического произведения на уроках литературы» Приказ департамента образования администрации г. Кирова№7-52 от 07.02.2019

___________________________________________________________________________________________

7 февраля2019 г. состоялся Фестиваль инновационных проектов (программ)

Опыт по реализации РИП представила Куратор проекта Козлова Л.Н.

За представление опыта по теме «Роль и место ресурсов краеведения в учебно-воспитательном процессе»

Козлова Л.Н. награждена  Дипломом  лауреата Пр. № 040от 06.02.2019 и  Благодарностью за представление опыта.

___________________________________________________________________________________________

24.01.2019 г. в Гимназии прошел областной  семинар для слушателей  предметной кафедры    в рамках региональной инновационной  площадки и базовой образовательной организации ИРО  Кировской области

На семинаре с представлением образовательной организации, направлений ее работы  выступила директор Гимназии  Е.В. Юдина.

На открытых уроках был представлен опыт педагогов по формированию текстовой компетенции обучающихся; по  применению современных приемов и форм самостоятельной работы  с обучающимися в условиях системно-деятельностного подхода.

Уроки представили: Полежаева М.Ю., Касимова Ж.Г.,Корякина В.Л.,Земскова И.А.

Проект «"Виртуальный музей "Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина», расположен на сайте Гимназии.

Проект направлен на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие позитивных межкультурных коммуникаций, а также просветительской деятельности в молодежной среде.

Проект  мы получили Диплом лауреата Международного конкурса на приз «Золотой компас» в номинации «Музейно-выставочная деятельность».

Проект отмечен Дипломом победителя на Международном конкурсе музеев «Музей образовательной организации – пространство интеграции общего

и дополнительного образования» январь-март 2019г.

21.06.2019 г. на базе Гимназии состоялся областной семинар (в рамках региональной инновационной площадки)  для слушателей предметной кафедры, учителей русского языка и литературы, на котором был представлен опыт работы учителей Гимназии в форме выступлений и мастер-классов.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАЖИН К.С.

25-26 апреля 2019 ИРО Кировской области IX областной образовательный Форум «Открытость. Качество. Развитие» (в рамках национального проекта «Образование») Гимназия  получила Дипломом  участника 

___________________________________________________________________________________________

24 апреля 2019 состоялась Межрегиональная НПК «Развитие системы работы с одаренными (мотивированными) детьми и талантливой молодежью: современные педагогические практики»

С представлением своего опыта выступили учителя Гимназии:

Событийный практикум «Художественная одарённость»

Касимова Жанна Георгиевна «Развитие художественной одарённости средствами образовательного проекта «Литературный бал»

 Событийный практикум «Исследовательская одарённость»

Долгополова Валентина Ивановна «Проектная и исследовательская деятельность как современный тренд поддержки одарённости детей»

Мельник Наталья Викторовна «Квест-проекты как форма развития исследовательской одарённости младших школьников»

Событийный практикум «Познавательная одарённость»

Товкачева Алевтина Николаевна «Использование краеведческого материала на уроках математики для формирования познавательной одарённости»

Шишкина Наталья Ивановна  «Исследовательская деятельность обучающихся как ресурс развития познавательной одарённости»

Событийный практикум «Техническая одарённость»

 Шангин Сергей Петрович « Развитие технологической одарённости посредством организации внеурочных занятиях по технологии»

___________________________________________________________________________________________

7 февраля2019 г. состоялся Фестиваль инновационных проектов (программ)

 Опыт по реализации РИП представила Куратор проекта Пупышева Л.Н.

За представление опыта по теме «Психолого-педагогический, методический и образовательный ресурс  Гимназии в развитии личности детей с высокими интеллектуальными способностями»

Пупышева Л.Н. награждена  Дипломом  лауреата Пр. № 040от 06.02.2019 и  Благодарностью за представление опыта.

___________________________________________________________________________________________

5-7 февраля 2019 года состоялся Региональный  фестиваль мастер-классов « У меня это хорошо получается».

Успешно  представила  мастер-класс учитель Гимназии и получила Диплом лауреата.

Земскова Ирина Александровна Публичное представление мастер-класса «Решение проектной задачи на уроке русского языка – стимул для развития одаренности» Приказ департамента образования администрации г. Кирова№7-52 от 07.02.2019

 

ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ  ИТОГОВ

Реализация темы региональной инновационной площадки«Психолого-педагогический, методический и образовательный ресурс  Гимназии  в развитии личности детей с высокими интеллектуальными способностями» (2018-2019). Научный руководитель инновационной площадки – Бажин Константин Сергеевич,  проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент .

План реализации  на 2018 – 2019год выполнен полностью:

Задача проекта:  совершенствование  системы работы с учащимися, имеющими высокие интеллектуальные способности.

Реализация плана проходила по трем направлениям системы :

- психолого – педагогическом, методическом и образовательном.

Задачи создания психолого – педагогического ресурса :

-усовершенствовать деятельность гимназической социально-психологической службы по работе с одаренными детьми (определена группа учащихся с высокими интеллектуальными способностями, проведена диагностика по адаптации этих  учащихся  в рамках реализации ФГОС , выявлены проблемы психологических особенностей одаренных детей в разные возрастные периоды  Главная проблема - низкий уровень коммуникативной компетентности, которая может являться причиной низкого социального статуса одаренного ребенка в классном коллективе).

 Для решения данной проблемы:

·         Усовершенствована программа психологического сопровождения одаренных учащихся, которая помогает детям, педагогам и родителям в преодолении трудностей, возникающих у учащихся в связи с их особенностями. Развитие коммуникативной компетентности – одна из составляющих программы сопровождения, реализуемая в каждом направлении программы.

·         Представлены методические рекомендации по работе с одаренными детьми психологической службой для педагогов-предметников.

Опыт учителей по данному вопросу был продемонстрирован на Межрегиональном НПК «Развитие  системы работы с одаренными (мотивированными) детьми и талантливой молодежью: современные педагогические практики:

-Событийный практикум «Художественная одарённость»

Касимова Ж.Г. «Развитие художественной одарённости средствами образовательного проекта «Литературный бал»

- Событийный практикум «Исследовательская одарённость»

Долгополова В.И. «Проектная и исследовательская деятельность как современный тренд поддержки одарённости детей»

Мельник Н.В.«Квест-проекты как форма развития исследовательской одарённости младших школьников»

-Событийный практикум «Познавательная одарённость»

Товкачева А.Н. «Использование краеведческого материала на уроках математики для формирования познавательной одарённости»

Шишкина Н. И.  «Исследовательская деятельность обучающихся как ресурс развития познавательной одарённости»

-Событийный практикум «Техническая одарённость»

Шангин С.П. « Развитие технологической одарённости посредством организации внеурочных занятиях по технологии».

По совершенствованию методического ресурса были проведены следующие мероприятия:

Семинары и консультации  для педагогов Гимназии:

-Консультация для учителей с привлечением сотрудников ИРО Кировской области «Особенности проведения этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году».

- Семинар «Система работы с одаренными обучающимися».

- Педсовет «Решение проблем социализации обучающихся в Гимназии».

- Педсовет  «Решение проблемы одаренности в образовательной системе Гимназии».

Педагогами Гимназии разработаны карта мониторинга проектной деятельности(7-9 класс) модель организации проектной деятельности (7-9 класс);  дополнительные программы курса внеурочной деятельности «Олимпионика» по разным предметным областям (5-8 классы), Перечень современных тем для исследовательских и проектных работ (7-9 класс), Банк исследовательских и проектных работ - победителей научно-практических конференций «Эврика» (1-4), «Парус»(5-11).

Реализация  образовательного ресурса решала следующие задачи :

- внедрить педагогические технологии развития детской одаренности  не только в урочную,  но и во внеурочную деятельность,

 -при составлении рабочих программ учебных курсов планировать   работу по адаптации обучающихся с высокими интеллектуальными способностями

Такие программы составлены с учетом принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

1.  Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 3.  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

6. Принцип опережающего обучения;

7.Принцип комфортности в любой деятельности;

8.Принцип добровольности;

9. Индивидуализация обучения;

10. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

-Это рабочая программа по истории,  5 класс (Маркова Н.Е)

- Рабочая программа по математике, 8 класс (учитель Воробьева О.Н.)

-Рабочая программа по биологии, 8 класс (учитель Шишкина Н.И.)

Опыт работы педагогического коллектива (региональной площадки) по развитию одаренности представлен на  региональном  фестивале мастер-классов « У меня это хорошо получается». Публичное представление мастер-класса Земсковой И. А.«Решение проектной задачи на уроке русского языка – стимул для развития одаренности» было отмечено Диплом лауреата.

 На Фестивале инновационных проектов (программ) в ИРО Кировской области  заместитель директора по УВР Пупышева Л.Н. представила опыт работы Гимназии по реализации РИП по теме «Психолого-педагогический, методический и образовательный ресурс  Гимназии в развитии личности детей с высокими интеллектуальными способностями». Работа площадки получила высокую оценку, награждена Дипломом  лауреата (Пр. № 040от 06.02.2019) и  Благодарственным письмом за представление опыта.

На Всероссийском конкурсе «Инновационная школа» Гимназия получила диплом лауреата и звание «Инновационная школа - 2018», на Всероссийском конкурсе «Образование XXIвека» награждена дипломом лауреата.

Участвуя в двух открытых публичных Всероссийских смотрах – конкурсах (ноябрь – май), Гимназия  стала победителем, награждена дипломами и памятными знаками.

В рамках деятельности  инновационной площадки коллектив учителей начальной школы Гимназии составил «Сборник задач по математике» на краеведческом материале для обучающихся начальных классов»

Публикации:

1) Развитие системы работы

с одарѐнными (мотивированными) детьми и талантливой молодѐжью Межрегиональная научно-практическая конференция (Киров, 24 апреля 2019 года)

Материалы конференции Киров 2019

2)Журнал  «Образование в современной школе»№ 7-8,2019