Проекты учащихся

 

Проект

«Успех»

(комплексный подход к развитию одаренности обучающихся в Гимназии»

(основное и среднее общее образование)

(2019 -2022гг.)

 

 

Актуальность:

 

Национальный проект «Образование» в целях и задачах определяет направление работы образовательных организаций до 2024 года. Это «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; это «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи…»

           Актуальность проекта обусловливается  еще и тем, что качество российского образования должно  соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Общеобразовательная организация преимущественно ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Но очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому  ориентировка на средний уровень оказывается не приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность

Предлагаемый проект направлен как на развитие общей (проявляющейся  по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.

Теоретическое обоснование проекта:

При разработке теоретических основ  проекта «Интеллект и творчество» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

2. Одаренности как проявление творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

 

Главная идея:

Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

-Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

-Одарённые дети встречаются крайне редко.

Педагогический коллектив Гимназии стоит на позиции первой точки зрения.

Если до уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка создавая благоприятные условия, то комплексный подход в развитии одаренности обучающихся в Гимназии поможет развить следующие виды одаренности:

-социальная (лидерская) одаренность;

-интеллектуальная одаренность;

-художественная одаренность;

-психомоторная (спортивная) одаренность;

-техническая одаренность;

-исследовательская одаренность;

 

Концептуальные идеи:

Деятельностный подход.

 Личностный подход.

Культурологический подход.

Идея поливариативности образовательной среды и свободы выбора направленности при профилизации образования.

Идея комплексного подхода.

Комплексность - это единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. 

Комплексный подход в обучении это единство социального, психологического и педагогического;  единство функций обучения в учебном процессе (образовательной, развивающей, воспитывающей), обеспечивающее наиболее полное решение социальных и психолого-педагогических задач; единство всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, методов и организации обучения. 

Цель проекта: совершенствование образовательной среды Гимназии через комплексность в обучении и воспитании, создание благоприятных условий  для развития разного вида одаренности обучающихся.

Задачи проекта:

1)Добиться эффекта развития учащихся в их познавательной деятельности через  постоянное усложнение их деятельности, что сопряжено с развитием всех познавательных процессов обучающихся, в первую очередь  у обучающихся с  повышенным интеллектуальным потенциалом.

2)В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми использовать  четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

3)Совершенствовать социальное назначение обучения   и воспитания через формирование понимания социальной активности личности средствами активного участия в учебной, общественной и досуговой деятельности.

4) Совершенствовать и разнообразить  направления художественного творчества  и спортивных достижений в Гимназии для раскрытия художественной и спортивной одаренности обучающихся.

5)Приобщать к техническому творчеству гимназистов, имеющих технические способности, техническое мышление и интерес к техническим объектам и устройствам.

Этапы реализации проекта

  I этап: 2019-2020 учебный год (подготовительный)

Задачи:

-изучить теорию и практику использования комплексного подхода в обучении и воспитании на современном уровне для развития разных видов одаренности;

-изучить и апробировать на практике четыре стратегии работы с одаренными обучающимися;

-выявить виды одаренности среди обучающихся;

-составить план мероприятий по работе с разными группами одаренных учеников;

- составить индивидуальный маршрут  одаренных обучающихся  с целью развития олимпиадного движения;

-наметить проектную  деятельность гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-активизировать участие гимназистов в исследовательских конференциях разного уровня;

-разработать соответствующую нормативно-правовую базу в рамках ФГОС ООО, регламентирующую проектную и исследовательскую деятельность.

Ожидаемый результат:

Оптимальная реализация поставленных задач.

Положительные эффекты в развитии личности детей с высокими интеллектуальными способностями; увеличение количества победителей и призеров олимпиад, исследований и проектов, различных конкурсов. 

Технологии: информационные технологии, содержательный анализ нормативно-правовых документов, содержательный анализ литературы по теме; диагностика одаренности.

Способ диагностики: анализ результатов.

II этап: 2020-2021 учебные годы (практический)

 Задачи:

-включить в учебный и воспитательный процесс единство комплексного подхода во всех его аспектах;

-использовать в работе с одаренными детьми четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизацию.

-увеличить количество обучающихся но «отлично», на «хорошо» и «отлично»;

-внедрить в практику проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах  учебного курса или координации нескольких учебных  предметов;

 -  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-разработать диагностический пакет  для замеров исследовательских и проектных умений учащихся в рамках ФГОС ООО;

-организовать исследовательско-проектную  деятельность педагога по  разработке и реализации педагогических проектов (методика организации и проведения «проектных классных мероприятий»; учебные проекты педагогов) для совместного сотрудничества с гимназистами

Ожидаемый результат:

совершенствование модели формирования исследовательских и проектных умений учащихся Гимназии в учебной и внеучебной  деятельности;создание

 программ учебно-исследовательской  и проектной деятельности; пакет диагностик для замеров исследовательских и проектных умений учащихся;

Технологии: информационные технологии.

Способ диагностики: анализ уровня исследовательских и проектных работ учащихся, представленных на научно-практическую конференцию; диагностика исследовательских и проектных умений, результаты качества.

III этап: 2021-2022 учебный год (контрольно-оценочный)

Задачи:                                                                                             

Подвести итог, наметить дальнейшие перспективы.

Ожидаемый результат:

Подтверждение цели, выдвинутой в проекте.

Технологии: сравнительный анализ, информационные технологии.

Способы диагностики: анализ, прогнозирование, итоговый контроль, анкетирование обучающихся, педагогов, родителей.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно-правовое:  «Закон  об образовании РФ», новые федеральные государственные образовательные стандарты, национальный проект «Образование», Программа развития Гимназии «»; образовательная программа Гимназии, лицензированные дополнительные образовательные программы психологической службы

Гимназии, предметные образовательные  программы повышенного уровня обучения, локальные акты, регламентирующие учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

2. Организационное: сотрудничество со специалистами кафедры педагогики, практической психологии ВятГГУ, социально-гуманитарной кафедры ИРО Кировской области; методистами  ЦПКРО; организация методических и диагностических мероприятий для учителей, диагностических - для учащихся, консультационных и лекционных - для родителей; организация курсовой подготовки педагогов; организация инновационной деятельности на базе Гимназии.

3. Научно-методическое: программно-методическое обеспечение проекта: программа практико-ориентированного семинара «Методологическая компетентность учителя»; курсов повышения квалификации «Проектирование деятельности учителя по реализации ФГОС ООО; консультаций « Проектные и ситуационные задачи», «Отличие проекта от проектных задач», пакет методик для диагностики участников образовательного процесса, программы и учебные пособия по предметам учебного плана.

4. Кадровое: укомплектованность учителями-предметниками укомплектованность психологической службы специалистами; наличие научного руководителя по теме проекта, связь с проектом «Современный учитель». -  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

-  совершенствовать организацию   проектной  деятельности гимназистов за пределами  учебного содержания (социальное проектирование);

 5. Мотивационное: моральное и материальное стимулирование педагогических кадров.

6. Материально-техническое: обеспечение необходимой оргтехникой для качественного проведения диагностики;  оснащение предметных кабинетов учебным и учебно-лабораторным оборудованием в соответствии с ФГОС, наличие сенсорной комнаты для занятий с участниками образовательного процесса.

7. Финансовое: планирование финансовых средств на приобретение оргтехники, оснащение предметных кабинетов, на курсовую подготовку, на оплату научному руководителю, на публикацию  печатной продукции.

Оценка проекта

1)Критерием оценки поставленной цели проекта  будет следующее:

его продукты:

2)Показателями

3)Критерием оценки педагога будут умения

___________________________________________________________________________________________

18 сентября 2018 года в Вятской православной гимназии прошли Малые Свято-Трифоновские чтения «Традиции и новации: история, культура, наука», приуроченные ко  дню памяти преподобного Трифона Вятского.

В этом году на конференцию было заявлено 58 работ учащихся из города Кирова, Кировской области, города Нижний Новгород и Нижегородской области. Гимназию Грина представляли Козлова Дарья, ученица 11А класса.Тема работы: УСТАРЕВШИЕ СЛОВА: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ И.А.ШИШКИНА «ХЛЫНОВЦЫ»)

На торжественном открытии с напутственным словом к участникам чтений обратились консультант департамента образования г. Кирова О. В. Соловьева, директор гимназии Е. Н. Мошкина и духовник гимназии, настоятель храма святой великомученицы Екатерины протоиерей Сергий Гомаюнов.

 

На чтениях работало семь секций: истории для младших школьников, истории и обществознания, культурологи, лингвистики, литературоведения, биологии, географии. 

В Вятской православной гимназии прошли XI малые Трифоновские чтения «Традиции и новации: история, культура, наука».

С 08.10.2018 - 15.11.2018 в Вятском государственном университете проходил конкурс творческих работ по литературному краеведению, в котором участвовала Козлова Дарья Александровна 11 класс с работой: УСТАРЕВШИЕ СЛОВА: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ И.А.ШИШКИНА «ХЛЫНОВЦЫ»)

Даша Козлова  получила диплом Победителя!

25.12.2018 года в Вятском государственном университете проходил городской конкурс письменного перевода «Рождественская сказка». В этом конкурсе активное участие приняла Утолина Дарья 11 «а» класс и получила диплом призёра. Поздравляем Дарью!

И в одиннадцатый раз они стали праздником для пытливых, любознательных, думающих школьников – столько оригинальных тем, глубоких суждений, интересных вопросов можно было услышать на секциях. Участники не переставали удивлять жюри своими выступлениями. Нынешние чтения собрали более 53 участников из Пермского края, Нижегородской области, Йошкар-Олы, с. Адышева Оричевского района, Ошлани Богородского района, и, конечно же, кировских образовательных организаций – Вятской гуманитарной гимназии, гимназии № 46, Гимназии им. Александра Грина, средних школ № 16, 51, 56, 71, лицея 21, областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий. Всего было представлено 46 работ.

Малые Трифоновские чтения работали на семи секциях, работу в которых возглавили ученые и преподаватели кировских вузов. Наша Гимназия представила 5 работ. Мы представляли работы в секции" Русский язык", " Экология" и " История". Работы учащихся гимназии были оценены на высшем уровне. Корчемкин Кирилл из 11 б класса получил диплом l степени, а Красносельских Екатерина и Козлова Дарья получили за свои исследовательские работы дипломы ll степени. Поздравляем участников и их руководителей с победой!

   


17 октября в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых прошёл VII открытый городской конкурс «Гардемарин XXI века». Этот конкурс проводится в рамках городского смотра–конкурса по гражданско-патриотическому воспитанию среди образовательных организаций Кирова и является мероприятием, посвященному 100-летию Октябрьской революции. 
В Конкурсе принимали участие юноши 14-18 лет – обучающиеся общеобразовательных учреждений, кадеты, юнармейцы. Конкурсная программа включала в себя задания: «Визитная карточка», в котором участники демонстрировали свои творческие, учебные, спортивные и иные заслуги; «Горжусь культурой и историей России», на котором гардемарины представляли медиа-презентацию об одном из значимых событий или достижений в истории России; в задании «В здоровом теле – здоровый дух» конкурсантам предлагалось выполнить задание, демонстрирующее их общую физическую подготовку; завершалась конкурсная программа творческим номером «Честь дороже жизни». 
По итогам всех заданий Пленкин Алексей, гимназист 10а класса, представлявший Гимназию на конкурсе, отмечен жюри дипломом lll степени Поздравляем!

 

11.05.2016 года  Гимназии состоялась IX научно-практическая конференция учащихся в рамках проекта «Ступень исследователя».

 С исследованиями и проектами выступили 9 гимназистов.

5 классы

1место  Новикова Евгения    Проект «Картина Собор Василия Блаженного»

2 место  Пермякова Ксения Проект «макет Спасской башни»

3 место  Макарова Анастасия Проект «макет Успенский Трифонов монастырь»

6-10 классы

1 место - Одегова Елизавета «Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру подростка»         

2 место - Михайлова Любовь «Видовой состав комнатных растений кабинета биологии»

3 место -  Сакс Валерия «Влияние  серебряной воды на рост и развитие колеуса»

3 место -  Еремина Анастасия «Определение нитратов и витамина С в овощах и фруктах»

20 октября 2015 год состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Традиции и новации: история, культура, наука» (IX Свято -Трифоновские чтения):

  • Козлова Д., ученица 8 класса - Диплом I степени за работу "Экранизация произведений Грина в советское время" (научный руководитель Касимова Ж.Г.) и
  • Утолина Д., ученицу 8 класса- Диплом II степени за работу "Роль усечённых прилагательных в поэзии Ермила Кострова" (научный руководитель Касимова Ж.Г.)
  • Михайлова Л., ученица 9 класса – Диплом II степени за научную работу «Влияние гиподинамии на физическое развитие учащихся 8а класса» в секции биологии.

28 марта 2015 года прошел заключительный этап НПК По результатам выступления экспертная комиссия определила победителей заключительного НПК – 2015 года и приняла решение наградить дипломами: 1-4 классы

  1. Халтурина Анна «У лукоморья дуб зеленый» – 1 место
  2. Исупов Максим «Осторожно пластик» – 2 место
  3. Мельник Егор «Загадки мыльных пузырей» – 3 место

5-7 классы

  1. Утолина Дарья, Козлова Дарья «Роль катких прилагательных в поэзии Ермила Кострова» – 1 место
  2. Парфенов Артем, Пленкин Алексей «Влияние СМС на речевое общение» – 2 место
  3. Шерстобитова Юлия «Зимующие птицы г. Кирова» - 3 место

8-11 классы

  1. Михайлова Любовь «Влияние гиподинамии на физическое развитие учащихся 8а класса» - 1 место
  2. Бондарчук Евгения «Особенности перевода иноязычных фильмов на русский язык»
  3. 2- место
  4. Демина Александра «История родной улицы» - 3 место

29.04.2014 в Гимназии состоялась научно-практическая конференция учащихся в рамках проекта «Интеллект. Развитие. Творчество». С исследованиями и проектами выступили 15 гимназистов. Номинация 5 - 8 классы Диплом Победителя I степени присуждается Сатюковой Анне, 6 класс исследование «Изучение травяных растений г. Кирова» (научный руководитель Шишкина Н.И.) Диплом лауреата II степени присуждается Парфенову Артему, Пленкину Алексею, 6класс, исследование «Ридер (электронная книга) или бумага?» (научный руководитель Касимова Ж.Г.) Диплом лауреата III степени присуждается Бакулиной Евгении, 8 класс «Влияние цвета глаз на характер человека» (научный руководитель Шишкина Н.И.) Номинация 9 - 10 классы Диплом Победителя I степени присуждается Сидорову Александру, 9 класс, исследование «Отношение к пленным всех войн в Вятском крае» (научный руководитель Воронова Г.Н.) Диплом лауреата II степени присуждается Бабинцева Анастасия ,11 класс, исследование «Влияние пищевых добавок на организм человека» (научный руководитель Шишкина Н.И.) Диплом лауреата III степени присуждается Васенина Алена, 10 класс, исследование «Политика государства в отношении детей-инвалидов» (научный руководитель Воронова Г.Н.) Проекты учащихся по краеведению 2012-2013 учебный год: - школьная научно-практическая конференция: Сидоров А. 8в «Пленные французы» (Воронова Г.Н.); - городской конкурс исследовательских работ: Коновалова Д. 10 класс «Отечественная война 1812 года и Вятская губерния» – Диплом III степени - IV городские Малые Свято-Трифоновские чтения: Парфёнова Ю. 10 класс «Любящее сердце маленького человека» в рассказах А.Грина и О.Генри) – Диплом победителя; - XVI городская краеведческая конференция «Отчий дом»: Парфёнова Ю., Конышева М. 10 класс «Любящее сердце маленького человека» в рассказах А.Грина и О.Генри) - Дипломы лауреатов; - XVI городская краеведческая конференция «Отчий дом»: Коновалова Д. 10 класс «Отечественная война 1812 года и Вятская губерния» - Диплом участника; - областной конкурс «Страна Гринландия»: Черёмухина А. 8 класс. – Благодарственное письмо; - городской конкурс «Хочу гордиться своей Родиной» (номинация «Мой любимый уголок»): Марьина К. 9 класс - Диплом лауреата; - городской конкурс «Герой войны – кировчанин»: Новосёлова О. 5 класс – Диплом лауреата. 17 октября 2012 г. Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся "Моя малая родина в истории и культуре России" в рамках ( VI Малых Свято-Трифоновских чтениях). Диплом II степени за исследование "Грамотный город" Ермохина Марина 7а Диплом победителя работа ученицы 10б класса Парфеновой Юлии "Любящее сердце маленького человека..."

Проекты учащихся 2013 год

  • "Влияние сотового телефона на организм человека", 8Б класс, Новосёлова Анастасия и Молчанова Дарья. Научный руководитель: Бобчихина У.З.(секция математики и физики)
  • "Вхождение англоязычных слов в современный русский язык", Агапитова Марина, 7А. Научный руководитель Алыпова А.А. (секция лингвистики)
  • "Влияние фитонцидности растений на жизнедеятельность организмов на примере плодовой мушки - дрозофилы", Бабинцева Анастасия, 10Б. Научный руководитель: Шишкина Н.И.(секция "ЭКОС"))
  • "Пленные французы в Вятке", Сидоров Александр, 8В. Научный руководитель: Воронова Г.Н. (секция исторического краеведения)

Проекты учащихся 2012 год 5-6 классы 1 место Ермохина Марина с работой «Грамотный город» (И.В.Носкова) 2 место Малыгина Алина и Ермохина Марина с работой «Комнатные растения- помощники человека» (научный руководитель - Т.С. Франтинская) 3 место Трофимова Мария с работой «Письмо как средство общения» (научный руководитель - Л.Н.Пупышева) 7-8 классы 1 место Головина Алина, учащаяся 7В класса, с работой «Церковь ярусная под звоном» (научный руководитель - Н.А. Быданова, классный руководитель - Балахнина О.Б.)) 2 место Новоселова Анастасия, Демина Александра, учащиеся 7Б класс, с работой Влияние сотового телефона на здоровье человека» (научный руководитель - У.З.Бобчихина) 3 место Елькина Елена, учащаяся 8А класса, с работой «Патриотическое воспитание молодежи как часть семейного воспитания учащихся МОАУ «Гимназия им. А.Грина» г. Кирова» (научный руководитель - В.И.Долгополова) 9-11 классы 1 место Нелюбина Валентина 9Б класс с работой «Влияние музыки на организм человека» (научный руководитель - Н.И.Шишкина) 2 место Обухова Татьяна 9А класс с работой «Влияние продолжительности сна и биоритмов на работоспособность учащихся» (научный руководитель - Н.И.Шишкина) 3 место Бабинцева Анастасия 9Б класс с работой «Стресс как экологический фактор. Социально-демографические проблемы в экологии человека» (научный руководитель - Н.И.Шишкина) Групповой проект «Наша Гимназия» на английском языке 9А класса (научный руководитель - Т.С.Глебова, В.И.Долгополова) 2011 год, проекты учащихся Эсаулова Анастасия "Антон Юлианович Левитский. Возвращение"