Концепция и программа развития муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова
«Формирование системы ресурсного обеспечения для эффективной реализации ФГОС» (2019-2022 год)
Концепция
Нормативная база для разработки программы развития Гимназии 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция о правах ребёнка. 3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка». 4. Закон РФ «Об образовании». 5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». 6. Программа 2020. 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В основу концепции заложены основные направления Российского образования как среды развития человеческого капитала: 1) Формирование Российской идентичности. 2) Создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России. 3) Рост качества социальной среды, учитывающие национально-региональные уклады жизни. 4) Обеспечение условий развития каждого человека. 5) Повышение конкурентноспособности человеческого капитала. Программа развития базируется на ценностных ориентирах образования, изложенных в стандартах второго поколения:
- гражданская идентичность как ключевой компонент Российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности, идеологии культур;
- ценности личностной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам становления развития общества и государства.
В основу программы положен ресурсный подход как принцип управления, обеспечивающий реализацию новых стандартов образования. Портрет выпускника (личностные характеристики) - цель реализации новых стандартов образования. Портрет выпускника состоит из качественных характеристик личности, включающий ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные. Программа развития Гимназии состоит из проектов, которые являются ресурсом для достижения целей: 1 «Гражданин» 2 «Здоровье и безопасность» 3 «А. Грин» 4 «Красивая Гимназия» 5 «Информатизация» 6 «Лидер» 7 «Досуг» 8 «Семья» 9 «Успех» 10 «Меридиан» 11 «Экоград» 12 «Краеведение. Вятский край» 13 «Профессионал» 14 «Наша смена» 15 «Виртуальный музей» 16 «Подросток»
Особенности организации УВП и приоритетные принципы дополнительного образования в гимназии:
- Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельная основа образовательного процесса – обеспечили в гимназии доступное и качественное образование.
В Гимназии созданы все условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования через проекты программы развития. Нормативно-правовая база помогает эффективно организовать внеурочную деятельность:
- Положение о кружках;
- Положение о спортивных секциях;
- Положение о трудовом лагере;
- Положение об экологическом лагере;
- Положение о пришкольном лагере;
- Положение о дне здоровья;
- Положение о внеклассном мероприятии на параллель;
- Положение о празднике Чести Гимназии;
- Положение об ученике года и т.д.
Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня также имеет свои особенности:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);
- коллективом гимназии создаются наиболее комфортные условия для пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня.
Дополнительное образование в Гимназии является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирования у гимназистов целостного восприятия мира, даёт возможность выбора индивидуального образовательного маршрута каждому через участие в проектах программы. За последнее время в гимназии увеличилось количество и качество кружков, спортивных секций, клубов по интересам. 95% учащихся заняты во внеурочной деятельности.
Сложилась система традиционных гимназических мероприятий:
- День Знаний.
- Осенний бал.
- Чествование учителей-ветеранов.
- День учителя.
- Правовой месячник.
- Посвящение в гимназисты.
- День матери.
- Новогодний калейдоскоп.
- День рождения Гимназии.
- Месячник гражданско – патриотического воспитания.
- Праздник 8 марта.
- Театральная весна.
- Праздник Чести Гимназии.
- День Победы.
- «Самая активная семья».
- «Самая интеллектуальная семья».
- «Самая спортивная семья».
- Народные праздники: Праздник урожая; Святки и Рождество, Масленица, Ярилов день.
- Последний звонок.
- Праздник Кирилла и Мефодия.
- 1 июня – День защиты детей.
- Выпускной бал.
- «Грин – рыцарь светлой мечты».
- Научно-практические конференции.
Совет старшеклассников и совет лидеров совместно с Советом Гимназии участвуют в утверждении плана воспитательной работы и в его анализе; в разработке и утверждении локальных актов; в решении вопросов, связанных с дальнейшим пребыванием учащихся в Гимназии, в случаях нарушения Устава Гимназии; в разрешении конфликтных вопросов с участниками образовательного процесса.